Цена вопроса: почему задавать вопросы на собеседовании важно и нужно?

Собеседование — ключевое звено на пути к работе мечты и отличная возможность показать себя с лучшей стороны. К сожалению, часто кандидаты не используют все свои ресурсы и забывают, что интервью с работодателем — это прежде всего диалог. Рассказываем, почему задавать вопросы на собеседовании важно и нужно.
Кокарева Дарья
Кокарева Дарья
автор статей

Задавать вопросы работодателю не так сложно, как кажется. Однако многие боятся или стесняются это делать, особенно начинающие соискатели: «А вдруг работодатель передумает?», «Я могу показаться глупым и неуместным...», «Что делать, если работодатель испугается или разозлится?». Но в наше время пытливый ум — скорее, плюс.

Мы решили разобраться, почему вопросы — неотъемлемая часть любого успешного собеседования.

  1. Шанс выделиться среди других кандидатов. Задавая вопрос, ты показываешь рекрутеру свою мотивацию, делишься ожиданиями и целями.
  2. Возможность узнать о компании больше: почему она названа именно так, с кем конкурирует и в чем ее миссия? Так ты обозначаешь свой интерес и знание рынка.
  3. Осведомленность о тонкостях рабочих процессов. Это поможет тебе быстрее адаптироваться на новым месте и влиться в работу почти сразу.
  4. Прозрачность выплат. Важно знать, сколько, когда и как ты будешь зарабатывать. В каждой компании своя система выплат. Об этом необходимо разговаривать «на берегу», чтобы избежать форс-мажоров.
  5. Мотивация нанимающей стороны. Люди — лицо компании, и по их реакции можно понять, будет ли тебе комфортно на предлагаемом месте.

Сегодня лишь небольшой процент работодателей закрывает глаза на обратную связь от соискателя. Но молчание кандидата в конце интервью в любом случае выглядит странно, согласись. Поэтому важно не бояться задавать вопросы. Компания с высоким уровнем корпоративной культуры только обрадуется такому любопытству и поставит положительную пометку напротив твоей кандидатуры.

С мотивацией разобрались. Теперь дело за малым...

✅ О чем спросить рекрутера

Вот несколько базовых вопросов:

  • Есть ли в компании корпоративная культура?
  • В чем компания видит свою миссию?
  • В каком направлении компания планирует развиваться в ближайший год?
  • Есть ли у компании TOV (англ. tone of voice — принятый в компании стиль общения)
  • По каким критериям руководство оценивает работу?
  • Что нужно делать, чтобы расти в компании?
  • К кому можно обращаться с вопросами по рабочим моментам?
  • Как я буду оформлен?
  • Есть ли бонусы для сотрудников?

Здесь мы собрали самое важное. Конечно, на деле вопросов гораздо больше. Но некоторые моменты лучше уточнить в конце встречи.

✅ О чем спросить в конце собеседования

Сюда входят вопросы о системе выплат и размере зарплаты, а также организационные моменты. Например: «Сколько денег и как часто я буду получать?» или «Я учусь. Могу ли я приходить и уходить пораньше, чтобы успевать в вуз?» Важно быть честным и уточнять такие вещи сразу, чтобы не возникло неприятных сюрпризов.

О том, что спрашивать, понятно.

✅ А какие вопросы задавать не стоит?

Помимо необходимых вопросов есть и неуместные. Например:

❓ «Чем занимается ваша компания?»

Это один из очевидных вопросов, который показывает степень твоей неподготовленности к собеседованию. Про деятельность работодателя лучше почитать дома. Почти у каждой компании есть свой сайт и хотя бы краткая информация о ней.

❓ «Как долго мне придется работать перед повышением?»

Повышение зависит от результатов работы и положительных показателей сотрудника. Поэтому лучше сосредоточиться на вопросе о том, какие критерии работодатель считает важными.

❓ «Как часто можно брать отгул?»

Тебя еще не наняли, а ты уже показываешь низкую мотивацию. Так не пойдет! О побеге из офиса лучше говорить после того, как ты получишь офер и зарекомендуешь себя в компании.

✅ Работодатель странно реагирует на твой вопрос. Что делать?

Вопросы — это прежде всего диалог и прозрачность. Немаловажно, чтобы рекрутер не только задавал вопросы, но также был готов ответить на вопросы, которые интересуют тебя. Если обсуждения пресекаются, выводят работодателя на эмоции, а формулировки кажутся тебе расплывчатыми — вывод один: скорее всего, здесь будет некомфортно. Одна из выигрышных механик поведения в подобной ситуации — наблюдать. Выслушай, сделай выводы, получи опыт и двигайся дальше.

Надеемся, статья стала для тебя полезной. Конечно, выбор работы за тобой. Уверены, что работодатель твоей мечты уже ждет своего идеального кандидата. А мы с командой hh.ru/students держим руку на пульсе, чтобы прийти на помощь начинающим соискателям.

Удачи в поиске!